Лого Комнатные растения
Главная Форумы Клуб Галереи О проекте

Каталог комнатных растений
Все об уходе
Вредители, болезни
Крупным планом
Растения в интерьере
Это интересно
Гидропоника - это просто
Цветочный гороскоп
Часто задаваемые вопросы
Фотоуроки
Flowers-клуб
Ссылки

 
Поиск
 
Поиск по сайту:
 
Расширенный поиск
 

 
Подписка
 
Подписка на новости сайта - введите ваш E-Mail:
 
Изменить параметры подписки
 

 
Hits 14112
Hosts 1337
Visitors 4745
45
Клуб любителей гибискусов FlowersWeb.infoКлуб любителей гибискусов FlowersWeb.info
Скорая помощь растениям, реанимацияСкорая помощь растениям, реанимация

Главная / Форумы / Обсуждения / Вокруг цветов / История культуры комнатных растений

История культуры комнатных растений

Страницы: 1 2 3 4 5 След.
RSS
История культуры комнатных растений, собираем факты
 
Хотелось бы больше узнать об этом предмете. Может, где-нибудь его преподают?
В каждой книжке, посвящённой той или иной группе растений, всегда даётся краткая информация об истории "одомашнивания" этого растения... Но мне этого мало. Я бы хотела узнать, когда и с какого растения/ий началась культура комнатных растений? Кто первым придумал выращивать их дома, кто изобрёл первый гошок для растений? Что определяет моду на тот или иное растение? Кто первым написал книгу, посвящённую уходу за растениями и содержанию их в комнатных условиях...  
 
Я закреплю эту тему, ибо она очень интересна и может уйти вниз. Если повисит без сообщений, откреплю обратно.  
 
История введения в культуру Первые комнатные растения (драцена, страстоцвет, пеларгония) появились в домах европейцев, по-видимому, в 17 веке, однако основу современного ассортимента составляют виды, введенные в культуру в Европе в 19 веке (бегония, фуксия, гибискус, аспидистра, кливия, гербера и др.). Тогда же в комнатах стали выращивать первые садовые (в том числе гибридные) формы растений. В России в конце 17 века теплолюбивые растения (персик, лавр, олеандр) выращивали в оранжереях поместья Архангельское под Москвой. Лишь спустя полвека они перешли из оранжерей в комнаты, а тот набор видов, который применяется в нашей стране для внутреннего озеленения, сформировался в основном в течение 18-19 веков. Интерес к тем или иным комнатным растениям менялся и часто определялся модой. Так, пик увлечения пальмами и бегониями приходится на вторую половину 19 века, кактусами — на середину, а орхидеями — на конец 20 столетия.
Источник: vpole.ru - Информационный Агротехнический центр
http://news.vpole.ru/?w=350
 
А вот что есть в популярной книге Д-р Д.Г. Хессайон "Все о комнатных растениях":

Первыми известными нам коллекционероми растений были солдаты армии Тотмеса III - египетского фараона, правившего 3,5 тыс. лет назад. На росписях в храме Карнака они изображены несущими 300 растений, вывезенных в качестве трофеев из Сирии.

Первый папоротник адиантум, филодендрон лазящий и пеперомия магнолиелистная были привезены в Британию капитаном королевского судна "Слава "Баунти" Блаем.

Первые отапливаемые теплицы были построены в Древнем Риме еще до н.э.

Первые культурные сорта орхидей были выведены в Китае 2,5 тыс. лет назад.


Все это было слишком давно, чтобы сохранилось имя первого автора цветочного горшка или название первого комнатного растения! Даже интересно, откопает ли кто-нибудь подобную информацию?

 
А вот про моду Хессайон пишет:
Если в 1980г. орхидеи считались трудными для любителя растениями, то теперь наиболее легкие для выращивания виды орхидей продают в обычных цветочных магазинах. Каланхоэ, хризантемы, тилландсии, фикус Бенджамина, некоторые разновидности папоротника сейчас распространены гораздо шире, а в магазинах в 1980-е и начале 1990-х годов стали продавать много новых видов комнатных растений. Микания, радермахера, леэя и лизиантус появились в магазинах гораздо раньше, чем попали на страницы справочников.
Популярность комнатных растений продолжает расти, и рынок постепенно меняется. В наши дни покупают больше цветущих, чем декоративнолистных растений, а покупатели - скорее люди 20-30 лет, чем более старшего возраста. Наше отношение к комнатным растениям тоже постепенно меняется - люди все чаще предпочитают эффектные, но недолговечные виды вечнозеленым. В изменение нашего отношения к комнатным растениям внесло свой вклад и НАСА: его сотрудники в 1980-е годы выяснили, что сциндапсус, хлорофитум, плющ, хризантема и алоэ - высокоэффективные очистители воздуха.

Но это все про Британию. А проводилось ли подобное исследование в России?
Так ли популярны у нас орхидеи?
Что предпочитает россиянин: капризных красавиц или неприхотливых скромниц?
Каких растений в наших жилищах больше: цветущих или декоративнолистных?
Какие виды вообще наиболее распространены?
И каков возраст цветоводов?

Много еще вопросов возникает. Интересно было бы узнать подобную статистику. А может возможно самим ее составить в рамках этого форума?
 
Я где-то читал, что первое культивируемое в горшечной культуре растение - хризантема в древнем Китае. Ну и горшок слепил, вероятно, китаец.
 
Где-то я наталкивалась на материалы о том, как осуществлялась перевозка экзотических растений, в том числе папоротников в начале 19 века - это была та еще эпопея! Дай бог памяти, где я это видела...
Сначала хомячок не любил пылесос, но потом ничего, втянулся...
 
Цитата
Maui (Екб) пишет:
как осуществлялась перевозка экзотических растений, в том числе папоротников в начале 19 века
Да, да. Для этого использовали так называемые "Ящики Уорда". Это что-то вроде минитепличек с ручками для переноски.
 
Цитата
dimba пишет:
Я где-то читал, что первое культивируемое в горшечной культуре растение - хризантема в древнем Китае. Ну и горшок слепил, вероятно, китаец.
А не могло ли (навеяно литературой по выращиванию бонсай) первое горшечное растение быть садовым (а не комнатным)?
 
а теперь представьте что будет с человеком, который жил в 17 веке и попал в 21 в обычный цветочный магазин... Культурный шок  :D  
 
Цитата
Милица пишет:
А не могло ли (навеяно литературой по выращиванию бонсай) первое горшечное растение быть садовым (а не комнатным)?
Действительно, по своей мотивации поступок человека  принесшего в дом горшок с цветком, который прекрасно растет и у него в саду, как в примере с китайцами и хризантемами, несколько отличается от побуждения выращивать в комнатных или оранжерейных условиях растения из далеких стран с иными климатическими условиями.
                          Чжень Хуншоу.
                          Созерцая хризантемы.:
Buk.Chg.H.Chr..jpg (22.3 КБ)
 
.
Цитата
Бук пишет:
который прекрасно растет и у него в саду
Тем не менее, китайская классическая поэзия содержит немало сожалений по поводу погибших хризантем или другой растительности. Понятно, что в большинстве случаев это всего лишь символ, и тем не менее. У кого-то из тоскующих цветоводов вполне могла возникнуть идея спасти свою любимицу, занеся ее в дом.
"Археологи утверждают, что первые горшечные растения появились еще в древнем Китае, без малого 5 тысяч лет тому назад. Примерно в это же время декоративные растения начинают выращивать на Ближнем и Среднем Востоке. Древние греки и римляне также были знакомы с искусством комнатного цветоводства, во всяком случае, виллы в засыпанной вулканическим пеплом Помпее были украшены цветами. К сожалению, с падением Рима искусство это было утрачено на долгие годы" (Н.В. Казаринова, К.Г. Ткаченко "Здоровье дарят комнатные растения" СПб, Изд.дом "Нева", 2003)
Дальше там про 1240 год, Кёльн и визит короля Вильгельма - те факты, которые встречаются почти во всех цветочных букварях.
 
Цитата
mana пишет:
Тем не менее, китайская классическая поэзия содержит немало сожалений по поводу погибших хризантем или другой растительности. Понятно, что в большинстве случаев это всего лишь символ, и тем не менее

Пример, правда уже из японской культуры:
                                       " Пальму посадил
                                         И впервые огорчен,
                                         Что взошел тростник. "

Это хайку Мацуо Басе (1644-1694) можно, конечно, рассматривать,  как упоминение об опытах по проращиванию семян но, все таки, в первую очередь, это поэтическая метафора. Также мне кажется и занесение в дом хризантемы из сада это скорее акт поэтический, чем растениеводческий.
Buk.Chr..jpg (25.39 КБ)
 
Цитата
Бук пишет:
из японской культуры
Вот фрагмент стихотворения "Спрашиваю у друга" великого китайского поэта Бо Цзюй-и (772-864)
"Посадил орхидею,  но полыни я не сажал
Родилась орхидея, рядом с ней родилась полынь" Видимо, у этих поэтов-садоводов были схожие проблемы.. :)
А если говорить об истории комнатных растений (имея в виду растения, которые круглый год содержатся в жилище), то она не могла начаться ранее, чем было изобретено оконное стекло.
Свет - вот что являлось лимитирующим фактором.
Изобретение стекла состоялось(по разным источникам) 4-5 тыс. лет назад в Египте. Но сначала это были бусы, потом - посуда, а уж до окон оно добралось значительно позже. Кто-нибудь знает, когда? 12-й век? Раньше?
Короче говоря, Милица,явно высказала наиболее правдоподобную версию. И даже если принять за факт наличие растений в домах Помпеи, то надо учитывать устройство тогдашних и тамощних жилых строений. Наверняка имелись в виду их внутренние дворики, а не собственно жилые комнаты.
 
По "Домашнему" в 12-30 или 13-30 каждый день показывают "Цветочные истории". Время неудобное, но я записываю на видик. Передача интересная, рассказано было про цикламен, колокольчик, орхи и т.д.  
 
 Зимними цветами следует любоваться после первого снега, когда небо проясняется после снегопада.Лучше всего делать это в новолуние, в уединенном домике.
Весенние цветы лучше всего созерцать при свете солнца, сидя в прохладный день на террасе величественного дворца.
Летние цветы смотрятся лучше всего после дождя ,при свежем ветре, в тени могучего дерева, в бамбуковой роще или на берегу потока.
Цветы осени выглядят всего прекраснее в лучах закатного солнца и в сгущающихся суммерках, близ ступенек крыльца, на дорожке, поросшей мхом или под сводом цветущих лиан.
Если пренебречь погодой и не выбрать правильного места, дух слабеет и рассеивается и никакими стараниями его уже не вернуть. Так происходит с цветами, которые выставляют в постоялых дворах или в домах терпимости.
                                         Юань Хандао "Книга цветов"
                                         Китай, начало 17 века.
                                         русский перевод В.В.Малявина.
 
Цитата
Бук пишет:
Зимними цветами следует любоваться...
Как поэтично!
Бум реализовывать :D
Цитата
Бук пишет:
на террасе величественного дворца.
С этим пока что напряги :thk:  
 
 Я, собственно, привел эту длинную цитату для иллюстрации отношения к цветам в традиционной китайской культуре. Для классического китайца очень важна уникальность и неповторимость момента созерцания, естественность, практически невозможно представить себе китайца вносящего в дом растение из сада для того  чтобы уберечь его от превратностей зимы. Ведь в этом случае "дух слабеет и рассеивается". Другое дело японская культура, в которой и появилась традиция преобразования, воспроизведения в миниатюре растительных композиций. Мне просто кажется гораздо более интересным понять не то, кто впервые, может быть случайно, внес растение в дом а кто сделал это сознательно и какую цель при этом преследовал. Ведь и в европейской культуре и садового и комнатного цветоводства присутствуют оба приоритета- и стремление к непосредственному восприятию естественной красоты растений и к искусственному ее воспроизведению или даже трансформации в соответствии с собственными представлениями о гармонии. Интересно понять от кого произошли мы в своих цветоводческих пристратиях, кого в нас больше- созерцателя или преобразователя?  
 
Цитата
Бук пишет:
присутствуют оба приоритета- и стремление к непосредственному восприятию естественной красоты растений и к искусственному ее воспроизведению или даже трансформации в соответствии с собственными представлениями о гармонии.
Пожалуй, я не знаю примеров стремления к "непосредственному восприятию естественной красоты растений " в европейской культуре садового (и в особенности комнатного) цветоводства. Кроме английских парков (которые все равно созданы искусственно) и моды на "естественные" газоны из полевых цветов. В доме это естественность вообще плохо представима. Это искусственная среда априори, мы создаем ее сами и сами, в зависимости от собственных вкусов и умения, стараемся сделать ее приемлемой (и даже эстетически комфортной).
Кого в нас больше - это вопрос сугубо индивидуальный. Есть люди, которые не переносят даже срезанных цветов, но с удовольствием смотрят на сурепку у обочины. Будем условно называть их "китайцами". Есть другие - они уверены, что спирально порезанный лист банана (или алоказии) в сочетании с бутоном розы может выражать всю красоту мира, да еще парочку жизненных принципов в придачу. Вероятно, это "японцы".
Я считаю, что многое зависит не только от вкусов индивида, но и от условий, в которых эти вкусы развиваются. Как еще прикажете любоваться растениями, если не выращивая их дома, когда большую часть года на улице минусовая температура? Именно это приводит к мысли, что комнатное цветоводство возникло в странах с выраженным холодным периодом - и как проявление потребности человека в растительной эстетике в течение всего года. Преобразовательство в этом ракурсе выглядит вынужденным, по крайней мере, вторичным.  
 
 Я согласен, что в странах с холодным климатом любое горшечное растение вынужденно преобразовано. Я не говорю конечно про ситуацию с размещением в интерьере растений коллекционером оных, тут конечно не до естественности, уместить бы все.
Но если говорить о самой потребности среднестатистического жителя холодных стран украсить свое отапливаемое жилище горшечными растениями, то разница в подходах все таки ощущается. Вот например в этой композиции автор просто образно перенес кусок весенней полянки с примулами в дом:
Страницы: 1 2 3 4 5 След.
Читают тему (гостей: 1)
 
Лого Copyright © 2000 - 2024 "Комнатные растения".
E-mail info@flowersweb.info.
Реклама на сайте.
Разработано компанией «Битрикс». Работает на «Битрикс: Управление сайтом».
 
Мы выражаем благодарность компании «Битрикс» за техническую и финансовую поддержку проекта.